При оказании транспортных услуг важную роль имеют особенности свойств отдельных грузов.

Так, к примеру, перевозимые насыпью грузы, подвержены замерзанию. Такие грузы при понижении температуры воздуха ниже 0 С, утрачивают свои привычное состояние из-за смерзания и примерзания их к поверхностям кузова. Особенно это опасно при международных перевозках.

До проведения профилактических работ, грузоотправители и грузополучатели обязаны предусмотреть специальную подготовку.

Перед тем как, предоставить грузы, склонные к смерзанию, грузоотправители всегда проводят необходимые действия для снижения уровня влажности в соответствии с ГОСТ. Если проведенных действий оказалось недостаточно, грузополучатель должен предусмотреть действия для восстановления свойств сыпучести товара в месте назначения.

Перевозка подобных грузов на дальние расстояния при низкой температуре предусматривает на пунктах назначения смерзающихся грузов устройства обогрева, механического разрыхления, чтобы вернуть сыпучесть доставленным веществам. 

Например, для отогрева смерзшихся веществ применяют тепляки и другое различное отопительное оборудование (инфракрасные излучатели). Для механического разрыхления смерзшихся веществ используют бурофрезерные станки, самоходное виброударное оборудование и др.

При подготовке  смерзающихся товаров к грузоперевозке, в накладной обязательно должно помечаться процентное соотношение влажности груза, проведенные профилактические действия. Грузоперевозчик вправе утвердить к грузоперевозке смерзающиеся вещества без применения защитных действий только в случае, если у грузоотправителя есть подтвержденное разрешение грузополучателя на приемку транспортируемого таким образом товара и обеспечение в установленный срок его разгрузки. В этом случае, в накладной указывается соответствующая пометка.

Для сохранения свойства сыпучести грузов и возможности их грузоперевозок, необходимо проводить профилактические меры.

К таким мерам относится:

-предварительная просушка грузов до безопасной влажности;

-промораживание грузов до их погрузки с использованием многократного пересыпания;

-равномерное обрызгивание груза, пола и стен вагона( тары) калийно-угольными и минеральными маслами, проф. жидкостями (неогрин, северин)

-пересыпка груза  негашеной известью, сухими древесными опилками (2 слоя по 30 мм);

-оборудование пола и стен вагона полимерными, ткаными и неткаными материалами.

Проф. меры грузоотправитель в обязательном порядке согласует с грузополучателем.


Различают следующие виды смерзания:

корковое - примерзание к стенкам и днищу транспортных средств (толщина смерзшегося слоя не превышает 50 мм);

смерзание груза с талым ядром - частичное смерзание (толщина смерзшегося слоя груза превышает 50 мм, но не достигает высоты его засыпки);

смерзание в монолит - полное смерзание (толщина смерзшегося слоя достигает высоты засыпки груза и в центре вагона температура груза равна температуре замерзания);

дальнейшее промерзание (когда температура в центре груза ниже температуры замерзания).

Существует два метода восстановления сыпучести груза:

-механическое рыхление

-разогрев груза в тепляке

 

Выбор способа зависит от степени смерзаемости груза, типа приемного устройства, необходимости произведения разгрузки и других условий.